Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. Петров пост
Воскресная проповедь (притча о сотнике) о смирении, о чувстве собственного недостоинства, об обращении к Богу с верой и молитвой и о милосердии и ответственности за свои решения.

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 5-8). Вот ради этого диалога евангелист Матфей и решил об этом рассказать. Вообще, к римскому гарнизону в Иудее относились, конечно, очень скверно, потому что народ был свободолюбивый. А Рим захватил Иудею, поставили своего царя, иноплеменника причём, взимали налоги, как положено в империи, и, конечно, была масса недовольных. И, тем не менее, находится такой сотник, по-нашему – ротный командир, поставленный над сотней, который даёт удивительный пример смирения, потому что он свидетельствует о своём недостоинстве. Понимаете, какое у него было чувство, многим нам неведомое даже. Несмотря на то что он являлся по тем временам и для этого города не просто большим начальником, а самым главным, в чьих руках вся власть заключалась: и военная, и административная, и правоприменительная, и финансовая. Всё возлагалось на него. Это был такой глава администрации. И, тем не менее, его внутреннее ощущение души было таково, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь к нему пришёл в дом.

Ни у одного из нас такого чувства недостоинства нет. Мы всё время считаем про себя, что мы достойны. Если нами как-то пренебрегают, забывают, не замечают, то у нас в сердце обида. Хотя сами по себе мы все люди не больно-то важные, а всё время требуем реализации собственных прав и достоинства. А это вещи всё мнимые и ненастоящие. Вот этот сотник, конечно, удивил Спасителя.

А второе, чем он Его удивил… Ко мне недавно обратился офицер. Сейчас каждому офицеру, который выходит на пенсию, полагается давать квартиру. Он верой и правдой отслужил весь положенный срок, дослужился до полковника, сам по себе офицер очень хороший, в Бога верует, не сквернословит, всегда честно относился к работе, закончил преподавателем Академии Генштаба. Понятно, полных идиотов туда обычно не берут. И что? Вот из-за его скромности, смирения они об него просто ноги вытерли, и выкинули, и ничего не дали. Более того, даже и разговаривать не хотят. Обычно как у нас? Если офицер чего-то хочет добиться, он может только одно: надо подать в суд на Министерство обороны. Только тогда можно что-то такое получить. Его так научили, он так и сделал. А, говорят, ты вот с нами судился, теперь ничего не получишь. Как будто это начальство собственные квартиры распределяет. Как будто это вообще не на народные деньги всё делается.

А здесь? А здесь заболел его мальчик на побегушках. И он не ленится, идёт к человеку, который, он слышал, может больных исцелять, и просит за него. Я ни одного такого случая не знаю, чтобы какой-то генерал пошёл просить за какого-то сержанта или прапорщика, чтобы его устроить в госпиталь подлечить. Если мне кто-то про это расскажет, я сначала не поверю, а потом буду выяснять. Надеюсь, может быть, какой-то такой святой человек есть и у нас.

Поэтому Господь, когда столкнулся с таким офицером, говорит: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10) . Сотник говорит: «Не надо ко мне ходить, Ты только скажи – и выздоровеет мой отрок». Обычно к каждому священнику ежедневно обращаются люди, иногда десятки людей: как молиться, чего надо сделать, куда поехать, к чему приложиться. Отчего так происходит? Оттого, что у людей нет веры. Они думают, что нужно совершить какую-то очень таинственную манипуляцию – тогда будет. Ну а священник, как специалист, знает, что делать – и тогда что-то произойдёт. А нужно всего лишь: «Господи, помилуй». И для этого не надо ехать ни на край земли, ни в Святую Землю, ни искать какого-то сверхдухоносного старца. Нет. «Господи, помилуй» – больше ничего не надо. А почему же человеку этого недостаточно? Да очень просто: он Ему, Богу, не верит – раз. Потом, он не верит, что Бог его слышит. Потом, он не верит, что Бог может исцелить. Поэтому ему надо что-то дополнительное всё время: какие-то особенные молитвы, какое-то особенное место, какая-нибудь особенная икона, какой-нибудь особенный старец и так далее. Вот тогда он спокоен. Отчего это происходит? Веры нет в Самого Господа Иисуса Христа. Вот этот сотник являет чудо веры. Он был человеком, даже не принадлежащим к народу Божьему, к которому Господь пришёл, а был и оккупантом, и налоги собирал, и держал весь народ в узде – и тем не менее. Поэтому «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 10-13).

В тот же час выздоровел почему? Потому что он обратился к Богу с верой. Мы обращаемся к Богу – веры нет. Веры нет – и результата нет. Без веры невозможно угодить Богу. Недаром русский народ говорит: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. А толку-то? Разве не читали Евангелие? Не в многословии будете услышаны. Я, говорит, это читаю, я говорит, и это читаю. Да читай! «Дерево судят по плодам» – это не я сказал, это Христос сказал. Хорошей молитвой та считается, у которой есть результат. Просил – Господь дал – хороша молитва. А если ты просил, но Он не дал – значит, молитва нехороша. Не значит, что Господь не слышал чего-то, нет. Просто Господь хочет одного. Он хочет отношения с каждым из нас, отношения в доверии и в любви. Он не хочет, чтобы между нами что-то было. Он хочет, чтобы мы к Нему обращались так просто и ясно, как дети. Чтобы мы верили в то, что Он нас слышит. Тогда будем получать просимое. При условии, если Ему угодно. У нас не всегда бывает разум просить то, что нам полезно. Мы часто просим то, что нам полезно в нашей жизни земной, а Господь нам даёт то, что нам полезно для будущей жизни небесной. В этом есть известное противоречие. Потому что жизнь земная – она очень короткая, а жизнь небесная – она вечная.

И вот этот сотник должен быть нам примером. Примером чего? Во-первых, смирения, во-вторых, веры. И в-третьих, – очень важно, просто архиважно! – милосердия, милосердия к тем людям, за которых ты несёшь ответ. Вот этот сотник на самом деле должен быть примером для каждого человека, который несёт ответственность за других людей. Это всегда так бывает. В каждой семье есть кто-то старший. Бывает, это муж, а бывает, и жена. Я знал одну семью, там самым главным был дед, он вообще всю семью воспитал. Так что всякое бывает. Но это действительно нужно делать ответственно. И вот сотник этим проникся. Это очень важное дело.

У нас же обычно каждый хочет всякую ответственность переложить на другого. Вот совсем недавний случай. У нас умерла одна прихожанка, завтра будем хоронить. Она была женщина одинокая. И вот сначала у неё сломался ключ в двери. У нас ключ был, пытались открыть – никак: она повернула изнутри, он там застрял. Никак. Потом плохо-бедно сумели, но оказалось, вторая дверь тоже закрыта на щеколду. Три раза вызывали милицию: «Ну вы постойте, мы откроем» – «Нет, не имеем права». Человек с голоду там умирает! Приезжали из МЧС: «Нет, вызывайте милицию». И вот они кивали друг на друга. Человека нужно спасти, потому что он находится в экстремальной ситуации. Вызывали врача из больницы. Врач – то же. Пока наконец не послушались батюшку, который ещё неделю назад говорил: «Ну вышибите дверь!». Тот, кому это поручил, боялся. Чего? Ответственности. Говорю ему: «Ты скажешь, что тебе батюшка сказал». Я с удовольствием пойду в тюрьму, если после того, как мы её спасём, она на меня подаст в суд, что я незаконно взломал её квартиру. Да ещё пусть напишет, что я всю эту её квартиру насквозь обокрал. Пожалуйста! А потому что никто: ни милиция, ни медицина, ни МЧС, ни сотрудники храма… Наконец-то нашёлся один человек. Я бы эту дверь сам бы сломал. Как будто первый раз… Однажды мне пришлось ломать дверь, меня попросили, я аж в Сергиев Посад ездил. Во всём Сергиевом Посаде не нашлось человека, который может вышибить дверь. Надо отцу Димитрию ехать за сто километров. Все чего-то боятся. Чего? Расстреляют? Представляете себе, какая прекрасная смерть! Ты спас человека от голодной смерти – и тебя за это ещё и расстреляют. Ты будешь вместе со всеми мучениками. Ты будешь вместе со святителями и преподобными. Почему? Потому что ты душу положил за други своя. Нет. Боимся незнамо чего. Боимся собственной тени. Сверху донизу никто никому не доверяет. Ну, и как в этой ситуации жить? Каждый из нас может оказаться в такой же ситуации.

А надо действовать как сотник, который, когда у него заболел отрок, добился того, чтобы тот выздоровел. От этого вышла польза большая. И он, будучи язычником, будучи грубым воином, ничего другого, как управлять людьми, а во время военных действий их спокойно убивать, никогда не умел. И вот уже две тысячи лет по всей земле на сотнях языков рассказывают людям о том, как надо поступать.

Поэтому, если мы хотим поступать в жизни правильно, надо читать Евангелие. Тогда мы научимся принимать ответственные решения и не бояться собственной тени, когда нам не угрожают. Но даже если угрожают – лучше тебя убьют, чем ты сделаешь подлость. Всегда же лучше быть убитым, чем быть убийцей. Но даже по нашему законодательству неоказание помощи – это уголовное преступление. Если уж так боишься ответственности, так побойся неоказания помощи болящему человеку, может быть, в последние минуты его жизни. Подумай о себе. Вот этот замечательный воин нас этому учит.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 20

    1. Раб Божий:

      Спаси Бог, Батюшка! Эта одна из самых сокровенных Ваших проповедей, проникающих прямо в душу. Вот что нужно слушать, запоминать и пытаться следовать каждому православному с самого детства.

    2. Лариса:

      Много лет назад мой отец (офицер ВВС тогда еще в звании подполковника) хлопотал об устройстве в московский госпиталь сына наших соседей — солдата срочной службы (стройбат). У этого Саши был сложнейший перелом обоих ног: бетонная плита упала на ноги на стройке. Папа добился, чтоб его перевели и лечили в Москве. Саша потом хромал, но ходил. Теперь уже никого из них нет в живых, ни Саши, ни его родителей, ни моего отца…Царство им всем Небесное!

    3. PEBA:

      Спасибо большое Вам за проповедь.Мне она была очень полезна .

    4. ludot@yandex.ru:

      Спасибо за проповедь. Для меня она было полезна.

    5. valek-83:

      Хорошо бы чтоб на уме чаще притча о десяти девах у нас была, батюшка нам напомнил ее сегодня, чтоб не услышать от Господа в день Суда: «не знаю вас»! Вот такой бы страх заиметь. А имея такой страх, любой другой страх нипочем. Господи, всели Страх Твой в сердца наши!

    6. RB_Ta:

      Не устаю поражаться мудрости и знанию человеческой натуры о. Дмитрия. Ведь все, что сказано — чистейшая правда. Это советский период сделал из нас таких трусов? Забили, лишили веры, сломали? Ведь русский человек не стал бы великим, дрожа, как овечий хвостик. Как же нам вернуть веру?

    7. yaroo33:

      Хорошо нам Господь Иисус говорит в Его словах через закон Свой, и о.Дмитрий хорошо разЪяснил нам… Нечего нам мистики от церкви ждать… Самим надо быть по-Христу — как он поступал, так и нам надо. Так и сотник поступил, так же как Христос даже за врагов своих просил, так и он попросил за человека даже ниже себя… Вот у меня отец в церковь не ходил, а жизнь свою прожил так, что последнюю рубаху с себя для ближнего снимал, да мало ли таких. А вот батюшки в храмах настаивают к причастию идти, да ещё говорят, что без этого в церкви делать нечего. А я вижу, что без лицемерия многим нам у потира делать нечего… Ведь истинная плоть Христа в словах Его, кровь плоти сей есть дух, смысл — смысл жизни сей… С дерзновением нам надо не кагор из чаши хлебать, а за ближнего всем делом своим стараться и в этом на Господа полагаться. В этом молитва, а не в многословии.

    8. dkflbvbh:

      На недавних учениях по ГОиЧС на работе, нам особо обратили внимание, что в свете недавно принятых поправок к законам, оказание первой помощи стало правом, а не обязанностью (что касается частной жизни). И как не прискорбно, оказавший помощь может быть привлечен к ответственности и осужден, если пострадавший всё же умрет, а прошедший мимо — нет. Так что пример в конце, теперь содержит неточность…
      Но в целом, прекрасная проповедь. Простыми словами и примерами всё очень доходчиво объясняется.

      • valek-83:

        Помощи тебе Божей по службе! Поступай по совести, а не по поправкам в законопроекте, такие поправки противоречат голосу Божему и не приведут в Царство Небесное. Думаю, среди госслужащих, в первую очередь, будет видно, кто со Христом, а кто с антиподом Его. Эти поправки, по-видимому, послужат тому индикатором… И опять же, надо верить Господу: «… радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех». Коль христианин — придеться терпеть унижения и злословия Христа ради, поступая по совести. Помоги Господи, нам всем поступать по совести и ни кого не бояться!

    9. lisevich:

      Правильно ли я понял о смирении, в случае с офицером, которому не давали квартиру: если это ему лично, то можно и смириться, подставить другую щёку, а если у него жена, дети, то ему нужно добиваться положенного? Похожие ситуации возникают ежедневно с каждым, и как поступать, решение принимается по критерию: это тебе или ближнему. Правильно? Спаси Бог.

      • valek-83:

        Лично мне думается, добиваться надо было, явно семья у него есть. Только добиваться в рамках не противоречащих Закону Божьему, соответственно и здравому смыслу. А как? В нашей стране на блюдичке с голубой каемочкой чиновнички не позаботятся о простом смертном, даже о полковнике после Академии. А если не получилось получить свое, то что ж, верь Господу: «Тот, кто был унижен, будет возвышен…»

    10. Pavel1958:

      В самое сердце, батюшка. Нет в нас Веры (во мне — в первую очередь), отсюда и беды наши. Горя так много в РФ-ии, а мы (я) только о себе любимых печалимся

    11. bifford:

      Отец Дмитрий — молодец! Крепкая проповедь, вот за это он мне нравится!

    12. moroz:

      Быть может, народ наш такой злой и боязливый, потому что совершенно несчастный горемычный замученный уставший и так далее… Уже давно не было у русских людей никакой общенациональной радости. По телевизору о чем говорят? Одни горести, проблемы и трудности. На улице о том же самом разговоры. С друзьями — тоже о грустном толкуем. Все это давит на психику, усложняет жизнь. И, наверно, рады бы многие русские люди сделать генеральную уборку, как у себя в семье, доме, так и в стране, да сил нет. И отдохнуть-то толком никак не получается. Так и живем – от отпуска к отпуску, становясь старее, медленнее, больнее, боязливее и противнее. И чем дальше, тем страшнее. Как в сказке. То ли еще будет…

      • Dogmatik:

        Человек едет в автобусе на работу. Стоит, хмурый такой, и думает:
        “Жизнь – дерьмо, жена – стерва, люди – корыстные сволочи…”
        Сзади за его плечом стоит ангел с блокнотом и записывает: “Жизнь дерьмо, жена стерва, люди сволочи… Как странно, который раз исполняю одни и те же желания…»

    13. Dogmatik:

      Вообще это наследие, запуганное советским режимом. Совка нет, а люди остались. И они эту атмосферу боязни незнамо чего — передают своим потомкам.
      «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.» (Откровение 21:8)

    14. Vlad.V.A:

      Жесткая проповедь!
      Уверен, многие согласятся со всем сказанным!
      Объясните как пятилетнему ребёнку – как поверить, что Бог поможет мне, а не тому сотнику!?!
      Многие имеют веру в Бога, но сколько имеют веру в помощь Божью?

    15. Pavel-ru-1:

      Об ответственности — это в точку.

    16. Natalya_M:

      И вправду, вечно боишься утратить свое комфортное существование, боишься стресса, боишься боли. Видимо, любви в нас крайне мало. Говорят, что там, где страх, там любовью не пахнет. Дай Бог нам возлюбить много. В любви жить гораздо теплее, чем в ледяном страхе.

    17. lisevich:

      Спаси Бог, отче, что всё нам раскладываете по полочкам, всей России бы это прослушивать вместо вечерних новостей о пожарах и педофилах. Низкий поклон, простите, что я так не поступаю, как сотник, буду пытаться, с Божьей помощью.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.