Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по притче о брачном пире (2011.09.18)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о бумажных салфетках, скатерти и о брачном пире, на который все мы званы. Неделя 14-я по Пятидесятнице, 18 сентября 2011 года.

Господь сказал притчу: "Царствие Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего". Под царем именуется Отец Небесный, сын – Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Брачный пир – это то, что произошло сейчас. Трапеза господня, в которой мы, большинство из нас, были участниками. Для того чтобы приобщиться Тела и Крови Христовой и через нее, через Кровь Христову, приобщиться Небесному Царству.

Дальше в притче говорится, что он послал рабов своих звать на брачный пир. Под этими рабами в притче именуются пророки, которых Господь присылал для того, чтобы призывать детей израилевых к покаянию и ко спасению. Но притча имеет контекст не только Ветхого Завета, а сказана на все времена. Поэтому под этими рабами мы можем подразумевать и ангелов-хранителей, которые нам напоминают о Боге и которые нас стараются охранить от греха, всевая нам в ум добрые мысли. И, может быть, какого-то человека... Для молодых людей часто такими бывают родители, которые его предостерегают от того или другого деяния, предупреждая, что ему грозит погибель через грех. Бывает, человек и в церковь придет, и через священника к нему тоже будет обращение раба Божия для того, чтобы остановить человека во грехе.

"И послал рабов своих звать на брачный пир, и не хотели прийти". Большинство людей не нуждаются в Царстве Божием. А еще большая часть людей даже о нем и не помышляют. И потом, как можно хотеть то, чего ты не знаешь? Это довольно трудно. И апостол Павел говорит, что "очи того не видели, и ухо того не слышало, и на ум человеку не приходило, что Бог уготовил любящим Его". Но все слова Писания обычно проходят мимо человека, к сожалению. И поэтому человеку больше интересно, и он внимание этому уделяет – каким-то своим земным проблемам. Человек находится в состоянии какой-то такой невыразимой глупости. Каждый человек примерно с трех лет понимает, что он умрет. Поэтому, как бы ты свою жизнь ни устраивал, что бы ты ни покупал, что бы ты ни продавал, сколько бы ты ни занимал, у тебя конец один – болезнь, короткая или длинная, а потом смерть. Поэтому шибко заботиться о том, что тебе есть, что пить, во что одеться, это неразумно. Потому что попользоваться этим придется только очень небольшое количество лет, временно. А вот думать о своей душе, о том, что она наследует, это важно, потому что это в вечности. Как человек, когда сидит за столом, он не беспокоится о бумажных салфетках, а скатерть бережет, чтобы на нее что-то не вылить. Почему? Скатерть – вещь более долговечная. Некоторые скатерти переживают своих хозяев, если из хорошего материала. А бумажная салфетка, собственно, одноразового использования. И жизнь наша земная, если смотреть с точки зрения салфетки, она длинная, потому что у салфетки существование – один миг: достали, уста вытерли, скомкали – и в тарелку, если не под стол, конечно. Почему мы так делаем? Потому что скатерть – вещь нужная, прочная, живет дольше. Но почему-то в отношении салфетки и скатерти мы поступаем разумно, а в отношении собственной души – безумно. В чем тут дело?

А в том, что наша душа, а вместе с ней и сердце, и ум очень глубоко повреждены. Степень безумия вот этого у нас у всех, конечно, разная. И вот Господь с помощью притчи, чтобы мы, как следует, запомнили вот этот образ, как царь устраивает брачный пир, свадьба по-нашему, для своего сына. А кого же он хочет повенчать? Он Его венчает с Церковью. Церковь есть невеста Христова. Каждый из нас может приобщиться к этому брачному пиру. Но вот зовут на брачный пир, а люди не идут. Сюда бы в храм спокойно бы вошло еще 500 человек. Где они? "Послал других рабов, сказав: "Скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откромлено, заколото – все готово, приходите на брачный пир". Но они, пренебрегши то, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили".

Это речь идет о пророках. Ну, как человек... Потому что большинство людей, конечно, сейчас не на торговле, и не на полях, и не на заводах. Где они? Они в постели, они спят. Попробуй спящего будить. Ну, может, и не убьет, как эти древние люди, тогда, 2000 лет назад, когда сказали эту притчу. Но уж обругает – точно. В зависимости от развитости – последними словами или предпоследними. Все припомнят: вечно ты мне спать не даешь и так далее. Потому что спать – для человека это важнее, чем быть приглашенным на пир Самого Бога. Не премьер-министра, не какого-то мультимиллиардера, не какой-то поп-звезды, а Самого Господа Бога. Отчего это происходит? А оттого, что человек не понимает, чего он лишает сам себя. Потому что, если бы он понимал, как сказал один угодник Божий: "Если бы человек на одну секунду вкусил бы Царствия Небесного во всей его полноте, любой из таких людей согласился бы тысячу лет стоять в яме, полной червями, и чтобы они непрестанно грызли его тело, чтобы еще одну секунду это испытать". Но человек не понимает и не чувствует. Вот мы достигли такого нечувствия, и призыв Божий к нам мы просто не слышим, а если даже слышим, мы не понимаем, что нам предлагается. "Услышав о сем, царь разгневался, послал войска свои, истребил убийц оных и сжег город их". Такое уже бывало.

Не так давно, 100 лет назад, в больших городах вообще на каждой улице было по два храма. Даже маленькие городишки имели иногда по 12 монастырей. Но народ перестал ходить в храмы, Господь увидел, что они не нужны – и Он их отнял. Попустил убийцам, они приехали из Швейцарии, организовали тут все и убили священников за ненадобностью. И храмы превратили в склады. Склад нужен, а храм не нужен. Это было совсем недавно. Есть даже какое-то количество людей, которые помнят, как это происходило. Я сам дважды видел, как разрушают храм. Один храм – Казанской Божьей матери, вот на площади на Калужской. Сейчас там тоже его восстановили, но он маленький, а раньше он был огромный. Там перед зданием МВД. Ехал мимо и смотрю – взрывают храм. А второй раз видел в районе Плющихи тоже – но там не взрывали, а били такой бабкой, кран разрушал. Жуткое зрелище. Стоит прекрасное сооружение, и его ломают. Но тот храм до конца не сломали, каким-то образом остановили, только до половины. Сейчас он восстановлен, служба идет.

"Тогда говорит царь рабам своим: "Брачный пир готов. Званые не были достойны. Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдете, зовите на брачный пир". И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими". Господь зовет всех: и хороших, и плохих, и жадных, и щедрых, и умных, и глупых, и старых, и больных, и здоровых, и молодых. Зовет всех. Почему? Потому что на самом деле велика ли разница между нашей добротой и нашей злостью? И злость наша такая очень, ну, не впечатляющая – скорее это какая-то раздражительность. И доброта наша – тоже она мелочная. Поэтому, если посмотреть на числовую ось, то это все близко к нулю. И вот царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит: "Ну, друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Не говорит ему: "Слышь, ты, пес смердящий, как ты здесь оказался? Пошел вон!" Нет. Он говорит ему: "Друг". Потому что Бог хочет каждого человека, родившегося на земле, независимо от того, в каком состоянии сейчас его душа, Бог хочет стать человеку другом. Но для этого нужно покаяться. Нужно быть готовым свою жизнь изменять согласно зову Божию. Мы сегодня уйдем из храма и вместо того, чтобы жизнь сделать другой, мы будем продолжать ту, которой жили до сегодняшнего дня.

И вот поэтому в этой притче сказано: "Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его, бросьте во тьму внешнюю – там будет плач и скрежет зубовный". Ибо много званых, мало избранных". Что это значит – "связав руки и ноги"? Человек, живущий во грехе, он связан грехом. Почему? Потому что человек не свободен. Каждый человек зависим от греха. Кто осуждает людей, он в зависимости от осуждения. Кто пьет водку, тот зависим от водки. Кто сквернословит, он зависит от сквернословия. Оно его держит, он связан по рукам и ногам. А что это за "тьма внешняя". Вне от чего? Вне брачного пира. Вне Церкви. Где нет спасения. "Там будет плач и скрежет зубовный" – почему? Потому что вне Церкви существование – это не жизнь. Потому что ты находишься среди людей, которые ничего, кроме материального блага и драки за него, не знают. Остается только зубами скрежетать и плакать. То у тебя отняли, то ты отнял. И отношения между людьми – как у диких голодных собак, которых собрали в одной клетке. Только в Церкви мы можем найти людей, которые стремятся к противоположному. И только там мы можем найти хотя бы какое-то отдохновение своей душе от этой собачьей жизни. Вот это Господь нам предлагает. Но для этого мы должны прийти. Прийти и начать покаяние. Чтобы не молчать в ответ на тот вопрос, который задает нам Господь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. Алексей:

      Спаси Господи

    2. ierey Viktor:

      Мне показалось на 14-ой минуте фрагмент вырезан.Если так, то зачем?

    3. Ivan-Permyak:

      а при попытке заново переподписаться — выходит ошибка:
      «Ошибка синтаксического анализа XML: объявление XML или текста не в начале сущности
      Адрес: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/comments/feed/
      Строка 3, символ 1:<rss version="2.0"
      ^"

    4. spbaleksandr:

      Спасибо большое за проповеди. Очень замечательно, жить в другом городе и иметь возможность слушать и видеть о.Дмитрия.

    5. genia:

      Уважаемые редакторы, пожалуйста, не сокращайте проповеди. Где еще, как ни здесь, мы, живущие в других городах, можем послушать отца Дмитрия.

    6. U2:

      Такое ощущение, что у отца Дмитрия на душе нелегко очень.
      Все ли хорошо у него?

    7. Vlad.V.A:

      - «Как можно хотеть то, чего не знаешь» — цитата из проповеди…
      В одной из лекций отец Дмитрий, отвечая наркоману, не боящемуся ада, сказал: «Ад — это вечная ломка». Действительно, ад легко представить. А что в раю? Возьмите всё земное, хоть всю землю в рай — рай станет адом. Пусть не сразу, но с некоторой протяжностью вечности. Или даже сразу, потому что времени не будет. Всё сразу, мгновенно и вечно.

      Если ради рая можно желать тысячелетние страдания, то нравственность нашего восприятия рая под вопросом.

      Что можно сказать на вопрос – почему не в брачных одеждах?…

      • s2235:

        На вопрос «почему не в брачных одеждах» можно ответить так.
        Прости меня Господи, по недоразумению своему одет неподобающе, и сам вижу это уже, стыдно мне, не знал куда иду, позволь мне одеться, как следует, если называешь другом меня, помоги мне — беден я, чтобы радоваться со всеми и не омрачать праздника.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.