Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Церковь Святая празднует память наших старших братьев Петра и Павла первоверховных. Они, как камни фундамента церковного, который Господь уже строит более двух тысяч лет, лежат непоколебимые. Недаром Господь сказал: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18). Потому что Церковь созидается только верою. Всё остальное – это есть некое украшающее нашу жизнь дополнение. Но самое главное – вера, она и нас объединяет. Эта вера разная, у одного покрепче, у другого послабей. Один начинающий человек, ещё путается в трёх соснах, другой уже более или менее прошёл какой-то путь. И каждый идёт со своей скоростью своим путём, но всё равно движется в направлении к Богу, плохо ли бедно, иногда петляет, заблуждается на этом пути. Некоторые наивные люди меня часто спрашивают о каком-то человеке, который ушёл из Церкви и теперь исповедует другую религию. Я говорю, что это невозможно. Бывает так: мама с папой делают какие-то усилия, ребёнка в церковь водят, как овцу или телёнка. Привели, поставили, постоял, ушёл. Но если человек вкусил благодати Святаго Духа, он никуда не может уйти, потому что нет ничего, что можно сравнить с этим блаженством. Поэтому человек может обижаться на священника, ругаться с женщинами, которые в храме пытаются командовать, он может конфликтовать со своими родичами, но как только он понимает, чего он лишился. Он начинает искать пути назад. Потому что наш препоганейший мир, исполненный лжи, предательства, всяких мерзостей, ничего не может предложить, кроме суррогатов, такой двойной жизни. На вот, почитай роман. Читаешь, живёшь другой жизнью. Ты знаешь, на вот, музычку послушай – всё, выключился из жизни и вкушаешь суррогат. А ещё лучше и проще, и дешевле – ты выпей. И на сердце весело, и недорого. И некоторые так привыкают, что всё взрывают себе и в печени, и в мозгу, и в системе кровоснабжения, и в семейной жизни. Ну, о, выпил! Это же не разовая акция. Как только выпил, потом хочется ещё. И это тоже суррогат, который нуждается в обновлении, но он не даёт блаженства. Потому что блаженство – это вещь постоянная, а удовольствие – вещь временная, всё время нуждается в обновлении. «Гол! Гол!» А что потом? А потом давай опять гол, а иначе что? А что тогда орать? Не с чего будет. Тоже вот нуждается в обновлении. Так вот люди и живут. Вот построю баню, а потом сортир. А дальше что? Ну а посажу-ка я две яблони. Ну посадил, первые яблоки через семь лет. И так вот вроде бы и время прошло. И так далее. И так большинство людей даже не знают, зачем живут. А тот, кто вкусил благодати Божией в церкви, никуда не может уйти. Он может только уйти из никуда в другое никуда или в какой-то иной суррогат. А все остальные религии – это тоже суррогат, потому что истинная вера только одна – веровать во Единого Господа Иисуса Христа, и причём Распятого.
Святая Церковь сегодняшний замечательнейший день так выделяет, ведь из всех святых только двоих избирает, для того чтоб так праздновать, предварять длинным постом, чтоб мы подготовились, чтоб немножко вкусили их жизни. И вот, апостол Павел своим духовным чадам в городе Коринфе пишет: так некто говорит (2 Кор. 10, 10). Апостол Павел не лишён этого, потому что про него тоже сплетни всякие распускали, и не только бабы, это свойственно и мужчинам. И вот что говорили: «в посланиях он строг и селен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна», – такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично (2 Кор. 10, 10-11) – это он оппонирует своим сплетникам. Дескать, ты говоришь хорошо, рассудительно, мудро, а вот таков ли ты на деле?
И он говорит о своих делах: мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть до вас (2 Кор. 10, 12-13). Имеется в виду – до сердец слушателей и читателей, которые читают то, что он пишет. Мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым (2 Кор. 10, 14).
И дальше он пишет им: если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Христовы служители? В безумии говорю: я больше (2 Кор. 11, 21-23). Почему в безумии? А потому что меру эту знает только Господь, никто не может про себя сказать: «я больше».
Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах – его всё время били – более в темницах и многократно при смерти (2 Кор. 11, 23) – то есть избивали до смерти прямо. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного (2 Кор. 11, 24) – была форма такая пытки – 39 ударов.
Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл на глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении – то есть и спать некогда – в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. 11, 25-30). Вот те слова, которые он проищнёс, в которых сама суть христианская отражена, потому что сила Божия совершается только в немощи (см. 2 Кор. 12, 9). Когда человек немощен, избит, изранен, голодный, раздет догола, в темноте, в сырости, в болезни, голова болит, ноги болят, спина болит, вокруг люди, что-то им всё от него надо, одному денег, другому – «ты меня исцели», третьему – «помолись», он осознаёт, что только Бог может помочь, и обращается к Спасителю, и Спаситель сразу приходит.
И каждый из тех людей, которые пошли за Христом, за Павлом, должны прийти к пониманию, что сами люди сделать ничего не могут. И все эти дела апостола Павла – это попытки выполнить заповеди Божии. Ни один человек заповеди Божии не может выполнить. Почему? По одной простой причине: человек – существо грешное, поэтому выполнить заповеди Божии невозможно. Можно только таким образом, если Сам Господь тебя управит и даст тебе возможность её выполнить. И это великий апостол Павел понял как результат своей жизни. Он был могучий человек – могучий ум, прекрасное здоровье, молодость, такая быстрота ума, начитанность. Ну человек, которого можно сравнить с великими людьми, такими как Леонардо или отец Павел Флоренский, или Ломоносов. Величайший человек – за что бы ни брался, всё прекрасно. И понимает, что происходит. А ведь большинство людей, не в обиду будет сказано, они как бараны. Даже объяснить ничего нельзя, потому что глазами хлопает, всё равно ничего не понимает, а через 15 минут забыл. И всё по-прежнему. Всё забыл. Самому догадаться до того, к чему пришёл в результате своей молитвы апостол Павел, просто невозможно. А уж чего Господь его споодобил, как он был восхищен, будучи живым земным человеком, до третьего неба и видел и слышал глаголы неизреченные святых Ангелов. То есть он, как преподобный Серафим многажды позже, был внутри Царства Божия. Вот так Господь его наградил. Уж не знаю, он там прикровенно об этом говорит, подробно не распространяется. Ну это и бессмысленно. Человеку, который слушает «Rolling Stones», попробуй объясни, что такое Шёнберг. Ну это невозможно. Ему нечем слушать, нечем понять, он об этом никакого представления не имеет, ему этому надо учиться лет 15, к этому постепенно подходить, идя по стопам музыкальной литературы от какого-нибудь Игоря Фёдоровича Стравинского и кончая серединой ХХ века. Только так. А в духовной жизни ещё сложнее, ещё тоньше, ещё глубже. И вот, великий апостол Павел даёт не только примеры, но и с нами делится.
А что же Пётр? Господь Своих учеников собрал и спрашивает их: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали – по разному – одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Симон же Петр, отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16, 13-16). Представляете, простой рыбак, неграмотный совершенно, в жизни никогда не читал Священного Писания. Ходил в синагогу, конечно, и на праздники в Храм, слушал, что другие грамотные люди читали из Священного Писания, а некоторые толковые из них даже это объясняли. Вот всё его рыбацкое образование.
И Господь говорит: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17-18). И ещё замечательные слова, из-за которых в Средние века стали Петра рисовать на фресках с ключами, образ такой. И многие до сих пор думают, что Пётр стоит на воротах, у него ключи: «Так, проходи» – открывает – «Заходи!» Это образ. Никаких ключей у Петра нет. А что это за ключи? Это вера его в то, что Иисус Христос есть Мессия, Спаситель мира, есть Сын Божий. Вот, кто в это верит, этим живёт, у того в руках ключи. Та вера, которая у нас есть, это данные нам от Бога ключи. Ни один человек веру не купил, не заработал, не узнал из книг. Это он сердцем пришёл. Но ключи эти могут быть ржавенькие, может, какой-то из ключей потерялся, открыть не можем, ходим вокруг да около, и так далее. Но открыть Царство Небесное для себя можно только таким способом. И Господь его за это и похвалил и говорит: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Разрешить или развязать – это синонимы. Нужно развязать на своей душе путы, узы греха. И это можно сделать только с верой в Иисуса Христа, когда придёшь к пониманию, что ты никчёмный, бедный, слабенький человечек. Как один современный мудрый человек сказал, каждый человек – кузнечик своего счастья. Вот всё зависит от нас. Веру Господь нам дал. Сами мы не можем её ни изобрести, ни к ней прийти. Некоторые люди, далёкие от Бога, считают себя глубоко верующими, потому что многие в этом смысле полные идиоты, они считают себя глубоко верующими – так глубоко, что дна не вино, и там, на этом дне тоже ничего не видно. Поэтому они и говорят – глубоко. Потому что на самом деле очень мелко. Если прыгнешь, то шею сломаешь точно. «А как Вы пришли к вере?» – да это невозможно! Это великая тайна, почему Господь одному умному богатому и начитанному веры не даёт, а другой двух слов связать не может, учился на двойки, а смотришь – верит. Потому что вера – это видение. Слепой может быть мудрецом или, как Гомер, великим поэтом, а может быть дурак дураком. Вера показывает, что у этого человека с Богом определённые отношения и в его душе Господь увидел поиск и вышел ему навстречу. Это тайна отношений двух существ – величайшего во вселенной, Творца Господа Бога и человека, который познал свою собственную немощь, как апостол Павел. И чем больше человек, могущественней, тем ему трудней познать собственную немощь, потому что всякий разум, ум надмевает человека (см. 1 Кор. 8, 1). А большей мерзости перед Богом, чем надмение, превозношение, осуждение, нет вообще. Если человек находится в осуждении, Царства Небесного ему не видать ни на небе, ни в собственном сердце, вообще нигде. Просто человек находится в таком некоем безумии, о котором много говорит апостол Павел в послании, сейчас нами читанном.
Апостолы – наши братья, наши учителя. Вот представьте себе, кто-то бы из нас написал бы какой-то сонет. А потом люди бы стали дальше Священное Писание исследовать, писать, создавать кодексы, изучать. И наши бы слова с вами стали бы Священным Писанием. Только мысленно представить, что их устами говорил Сам Бог. Для Бога не важно, умеешь ты читать-писать, не умеешь, Он тебе даст ученика, ты говори, а он за тобой запишет. Автор Священного Писания – Сам Бог, а они являются посредниками, такими писарями, хотя их личность в этих словах тоже имела отражение. Но вот наша жизнь с вами – это тоже писание о том, как Бог жил в нашей жизни. И в от того, как мы эту книгу с вами напишем каждый свою, зависит то, к чему мы придём в результате, какой у нашей жизни появился смысл.
Вот эти два великий человека пришли к пониманию, к прочувствованию, к сложению в собственном сердце самых великий смыслов. Поэтому мы их и прославляем как первоверховных апостолов.
Спаси всех Господи! С праздником!
Свернуть
Комментариев 2
Спаси вас Бог.
Все настойчивее Вы, отец Дмитрий, подводите нас, учеников своих, к добровольному отречению от самих себя Христа ради.Это не шутки. Это другая жизнь. Надеюсь, это понятно не только мне.
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.