Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о том, что спасение возможно лишь для возлюбивших Христа
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 13 октября 2018 года, по евангельскому эпизоду о явлении воскресшего Христа ученикам и неверии Фомы [Ин. 20, 19-31].

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его (Спасителя), были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 19-20) Он явился, чтобы людей утвердить в вере в то, что Он воскрес. Потому что такое свойство человеческой памяти, что без таких опор умственных, зрительных, осязательных человек может потом под влиянием нечистой силы сомневаться.

И действительно, на примере Фомы Господь это продемонстрировал. Все апостолы были, Фомы не было, и он сказал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей <…> не поверю (Ин. 20, 25). Хотя Господь много раз говорил, и Фоме в том числе, что Он в третий день воскреснет. И Господь через неделю явился ещё раз и Фому подозвал и говорит: «Вот, ты хотел свои пальцы вложить Мне в раны – пожалуйста». Представим себе такую ситуацию, что некий раненый человек нам предлагает в рану вложить свой палец. Ни один человек на земле никогда этого не забудет. Настолько для Спасителя было важно, чтобы апостолы уверовали накрепко. Потому что Господь строит Церковь из людей. В основании Церкви Он положил апостолов, и их вера должна была быть как камни огромные для фундамента Церкви. Сейчас Церкви уже 2030 лет. Древнее такое сооружение. И вот, она всё растёт, растёт. И много людей сквозь Церковь проходит. А в основании лежит вера апостолов. Поэтому для Него это было важно. Он не собирался Её строить в ручном режиме до самого конца Своих дней.

Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И Он действительно с нами. Я не знаю, каждый ли из вас ощущает, что Господь в нашей жизни участвует. Но никакого другого участия, кроме строительства Церкви, Он не осуществляет, потому что это не важно. Экономика, вооружение, открытия, новые земли. И так далее.

Конечно, вся земная жизнь прекрасна. Сегодня такой день был – просто залюбуешься! Я даже сегодня по нашему парку гулял. Просто потрясающе! Тепло. Небо – как у нас в Италии, как будто его флейцем покрасили в такой кобальт светлый. Ни одного облачка. Птички летают, но ворон что-то нет. Вот у меня под домом вороны вообще спать не дают – рука к ружью тянется. Ну невозможно просто! Не дают поспать, так орут. Ещё дома так построены – специально, наверно – чтобы эхо было. И этот гвалт. Галдят, как на птичьем базаре где-нибудь в Антарктиде.

Господь заботится о нас, и вот это удивительное Евангелие, где рассказывается о Фоме, показывает, какую заботу Он проявляет. Она действительно какая-то божественная. Человек только что-то пережил распятие, избиение плетью с железными крючьями, предательство, глумление, побои, заключение в тюрьму и наконец – вот эта страшная, совершенно изуверская, мстительная казнь. И причём казнь над Человеком, совершенно ни в чём не виноватым. Это такой первый и последний Человек на земле, Который единственный из всех нас был ни в чём не виноват. И что-то доказывать, объяснять было совершенно бесполезно. Пилат в этом всех убедил. Руки вымыл, тем самым показал, что он понимает, что Он ни в чём не виноват, что это злобные иудеи ему там за что-то мстят. Ну, что такое политик? Политик – это такой человек, который «и нашим, и вашим за пятачок спляшем», лишь бы его не трогали. И он аккуратно действовал, как настоящий политик. Это называется «ради мира», ещё чего-то. Здорово так – ради мира Христа распяли. Отлично. Так и Анна с Каиафой, когда толковали, решили: пусть лучше один умрёт, как бы не было чего. А чего не было? Возмущения против вас, собак, потому что вы лживы насквозь.

Ну вот, Христос дал урок, и они запомнили. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 26-27). Почему это так важно? Апостол Павел говорит – я уже сотни раз повторял – о том, что во-первых, без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6) никак. Это важнейшее условие. И это условие такое не теоретическое, не потому что это где-то написано. Вера – это есть видение. Человек начинает видеть то, что для других людей не видно. Начинает видеть, что Иисус Христос есть Сын Божий. Он без всяких доказательств это принимает, потому что его убеждает Сам Христос. И вот на этой вере во Христа человек и может созидать жизнь новую. Новую жизнь во Христе. И по замыслу Божию Церковь – это не есть какое-то такое могущественное, сильное, организованное воинство, которое должно всех победить. Нет-нет-нет. Он говорил и о гонениях совершенно неизбежных, и о том, что хотя Он и победил мир, но совсем не для всех людей. Большинство людей, даже и ходящих в церковь, не понимают, что главное, что второстепенное. И так в каких-то своих представлениях о справедливости, о добре болтаются. А Самого Иисуса Христа не понимают. А раз не понимают, то и не принимают, потому что не видят. Так, какие-то вещи они усвоили из Евангелия, можно сказать, теоретические, и этого придерживаются. Слава Богу. Во всяком народе, как сказано в Писании, поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35). Конечно, приятен. Допустим, у мамы два сынка. Один картёжник и пьяница, а другой хорошо трудится, водку не пьёт, не отжимает зарплату от семьи, вежливый, воспитанный. Но вот в церковь не ходит. А почему? А он не понимает – а что туда ходить-то, ноги отдавливать? Но он матери-то приятен своей. Она, когда рассказывает соседкам или сёстрам своим, которые спрашивают, как сынки, этого пьянчужку, который всё-таки ходит в церковь, стесняется, а этим безбожником гордится. Почему? Потому что она очень зависима от людей. А христианин должен зависеть только от Христа. Вспомним, Христос говорил притчу о мытаре и фарисее. Там тоже такая коллизия: хороший, воспитанный, умный, начитанный человек, такой интеллигентный фарисей и такой, как бы сейчас сказали, коррупционер. Они как бы сталкиваются в одной притче. И Господь говорит, что вот этот мытарь ушёл более оправданным, чем фарисей. Он оказался ближе к Богу. Это не значит, что нужно обдирать своих соплеменников, нет, конечно. Но то, в каком состоянии души находится фарисей, это хуже. Причём настолько хуже, что хуже не бывает. А так спросить: «Ну а что я такого сделал?» «Такого» ничего. Но ты сам по качеству души – барахло. Ты не можешь быть христианином. Вот в этом всё и дело. А Господь хотел, чтобы Церковь состояла только из таких людей, как апостолы. И, как мы видим на примере Фомы, Он готов каждому в этом помогать. И Он помогает уже 2000 лет.

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Ты поверил, потому что увидел. И вот, вера – это есть это видение. Нельзя у человека веру отнять. Или, допустим, челвоек верил-верил, а потом разуверился. Многие мамочки (редко папочки, им обычно всё равно) рассказывают, что ребёночек до 15-ти лет ходит в церковь, а потом перестаёт. Это почему? А потому что ни папочка, ни мамочка, ни дедушка, ни бабушка, ни старший брат, ни сосед – никто ему не показал Иисуса Христа. Ему показали, где Царские врата, ему показали, где найти стихиру на стиховне, ему показали, как Апостол надо читать. Такие технические вещи он знает. А Христа-то нет, не показали. Поэтому, когда ему уже 15 лет, он, собственно, не понимает. Он вере не научен, что очень печально. Поэтому, когда человек становится постарше, он с Церковью очень легко расстаётся. Потому что человек, который увидел Христа, без Христа жить не может. А те, кто не увидел, очень легко живут. А он не рассуждает так: «Ой, я что-то вчера так устал, сегодня не пойду». Вот такому теоретику сказать: «Ты знаешь, сегодня днём, когда Аннушка масло прольёт, тебя переедет трамвай. А уже в среду тебя будут хоронить. Со школы ребята придут, может, классный руководитель, цветов там нанесут, будут речи говорить, какой ты был одарённый, талантливый и так далее. И вот в свете этой информации ты в церковь пойдёшь или будешь сейчас досыпать? Нет, любой пойдёт под угрозой смерти, да ещё так сурово. А когда нет – а, ничего! Потому что Христос не нужен. А что нужно? А нужно отдыхать. А Христос так уставал, что во время бури на море спал, хотя волны окатывали Его холодной водой, Он даже не просыпался. Но так как Христос никому не нужен, и никто Его и не видел, поэтому такое отношение. Поэтому человек не хочет Ему ни послужить, ни помолиться. Вы обратите внимание, как дети молятся в церкви, что с ними происходит. Это больше похоже на пляску святого Вита. И как благочестиво родители стоят, крестятся, и как дети носятся вокруг храма! Потому что то, что здесь происходит, их не интересует. А что тут происходит? Ну как? Господь Святый Дух нисходит на это собрание. Тот самый Дух, Который преобразил Христа на горе Фавор, тот самый Дух, Который двери открыл, и Господь вошёл в двери затворенные. Но они это не услышали и не увидели. Поэтому большинство людей приходит в церковь, потому что у них какая-то трудная ситуация. «Вот, у меня трудная ситуация, батюшка, Вы меня, пожалуйста, выслушайте». Ну, можно выслушать. Но даже если тебе задают какой-то вопрос, ты ответишь, но есть такие ситуации, из которых выход очень простой. Например, вот я дверь запер, не знаю, что делать, ключ не могу найти. Господи! Да вызови МЧС, заплати полторы тысячи, тебе откроют дверь. Какие проблемы-то? Стоит ли вообще в церковь ехать за такими глупостями? Но нет, человеку это всё застилает, его жизненное кредо, его стремление, и так далее. Он знает, что человек должен быть добрым, он знает, что хамить старшим нельзя, он знает, что нельзя ругаться скверными словами. Если ему это удаётся, он считает себя чуть ли не героем. Да, может быть, он будет и героем. Это всё очень замечательно. Но вне Христа. А в Царствие Небесное входят только те, кто сами себе, и друг друга и весь живот свой Христу Богу предали. Вот только такая жизнь, и ничего другого. А во всём остальном – только интересы.

И вот нам нужно научиться так свою жизнь построить, чтобы Христос призрел на наши труды, увидел, чтобы не лицемерно, а по любви к Нему это совершать. Не по привычке, не потому что надо, не потому что кто-то нас к этому принуждает. Не потому что надо Россию спасать.

Сегодня мне одна женщина дала письмо, в котором она предлагает, как спасать Болгарию, Украину, Белоруссию, Россию. Знаете, женщина такая в платочке, не старенькая, по-моему, шестидесяти даже нет. И вот, она озабочена спасением России. Потрясающе!

Человек всё время ставит себе какие-то странные задачи, лишь бы не делать главное. Потому что все вот эти спасения мира – это, как говорили классики, чтобы отвлечь пролетариат от нужд классовой борьбы. Совершенно бессмысленное безумие. А христианство – это наука очень трезвая. Нужно очень хорошо ощущать почву под своими ногами. И, конечно, нужно наизусть знать Священное Писание. Всё время сталкиваемся с тем, что человек вообще не знаком. Человек даже не может один раз от начала до конца прочитать, немножко потрудиться. Ну это действительно. Человек может только тому посвятить жизнь, что он любит. Внуков – внуки любимые. Свою работу – работу свою люблю. Может, искусством занимается – искусство люблю, которым занимаюсь. И так далее. Так же и в Церкви. Спасение может получить только тот, кто возлюбит Христа, только такие. Вот надо нам из этого Евангелия извлечь такой урок.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. грешник (не великий):

      Про детей в храме и про то, что родители не рассказывают им о том, что происходит в храме во время службы. Всё верно. Забежать, что-то съесть, выпить, помазаться, свечку поставить, ритуал соблюсти… вот и весь минимум знаний, полученных от родителей. А уже к 12-13 годам их, действительно, в храм не затащишь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.