Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Сегодня мы читали два Евангелия, из евангелиста Луки два отрывка. В одном из них рассказывается притча о том, как один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти (Лк. 14, 16-20). Пятый сказал: «Я холодильник купил, и мне его привезут в течение дня, сказали, и я должен сидеть и не могу уйти». И так это совершенно без конца. Но один и тот же результат: человек сам себя лишает Царствия Небесного. О чём эта притча, а лучше сказать, о ком? Когда они маленькие, мы их водим в церковь, когда им года три, они часто с удовольствием ходят. Я помню, был такой мальчонка как раз трёх лет, он стоял недалеко от аналоя, метрах в трёх. И он стоял всю службу как солдат, не шелохнувшись, и впитывал всё, а когда все крестились, он тоже крестился вместе со всеми. Все даже удивлялись, какой мальчик благоговейный. Но когда ему стало 12 лет, он исчез, его уже не заставишь. Тут мне рассказали две мамы про своих детей, что когда они выросли до взрослого состояния, они вообще сняли кресты и живут как язычники. Они научены и исповеди, и знают, что сейчас Рождество приближается, но это перестало для них быть интересным. Так что и в этой притче описывается, то у людей могут быть разные интересы, но только один интерес приводит человека к Богу.
Есть только одна дверь в Царствие Небесное, и Христос так и говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 9). Одна единственная дверь. Для этого Он и на землю приходил, для этого и человеком стал – чтобы послужить этой дверью. Потому что одно дело пророки, которые все призывали людей и к покаянию, и к праведной жизни. Люди записывали пророческие призывы, потом пророков аккуратно убивали, потом им строили роскошные гробницы и кланялись тому месту, где они погребены. А вот когда явился Христос, оказалось, что Он совсем не всем нужен. Поэтому для человека какой-нибудь мотоцикл милей, чем Христос. Отчего это происходит? Только одна причина. Это гордость. А гордость растёт вместе с человеком. Почему такой процесс отпадения от Бога начинается с 11-12 лет? Потому что как раз гордость вырастает до такой степени, что она превышает и любовь к матери, и к отцу, и к тому, чем живёт семья, и к Самому Господу Богу. Человека интересует только «я». Он один против всего мира, он себя противопоставляет, а это такое состояние души, которое приводит к духовной слепоте. Гордый человек слеп, он ничего духовного вокруг себя не видит, он видит только благо для себя. Поэтому когда ему грозит, что его хотя бы поругают, он будет безбожно врать, только чтобы не испытать неудобство, когда ему нотацию читают. Ему неохота учиться, он не понимает, зачем. «Я хочу гулять!» Хочу делать, что хочу. Хочу общаться с теми людьми, которые мне нравятся, а нравятся мне подобные мне. Сбиваться в такие стаи. И вот, конечно, тут уже совсем не до Бога.
Господь в этой притче рассказывает: Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых (Лк. 14, 21). Это вот про нас. Если каждого из нас рассмотреть, мы как раз вот такие и есть. Не много среди нас академиков, генералов, учёных, воспитанных людей. Совсем незначительное количество, микроскопическое. Мы – это кто попало. Но есть у нас одно преимущество: вместо того, чтоб, как нормальные люди, спать, мы встаём одеваемся, некоторые даже зубы чистят, и приходим в храм прославить воскресшего Христа. Господь это замечает. Сами, добровольно приходят. Это говорит о чём? Без любви это сделать нельзя. Только любовь ко Христу может понудить человека это совершить – отказаться от того, чтобы поспать. И вот, мы здесь все собрались.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14, 23). Наш не наполнился, но наполовину только. То есть мы даже не можем выполнить просьбу Того, Кто словом создал всю вселенную, и Который умер для того, чтобы мы жили вечно. Не находится в 12-миллионном городе людей, чтоб маленькое количество храмов набить до отказа.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). А как много? Семь с половиной миллиардов людей – это званые. Евангелие переведено на все языки мира, даже на ненужные языки. Потому что есть такие страны, где люди помимо своего родного языка, на котором дома говорят, знают ещё государственный язык, ещё какой-нибудь. И нет нужды в переводе. И всё равно переведено, чтобы никто не мог сказать: «А я не знал, я не мог прочесть, я ничего не понимаю». Огромная работа проводится уже 150 лет по переводу Священного Писания на различные языки, для того чтобы донести просвещение светом истины Христовой до каждого человека. Что остаётся человеку? Только одно: узнав Христа, полюбить Его. А гордость есть искажённая любовь к себе. Потому что любовь – это такое свойство души, которое направлено от сердца вовне: на природу, на человека, на родное дело, на семью. Человек живёт не для себя, а живёт для других людей. Современный же человек говорит: «Надо пожить для себя». Почему? Почему надо пожить для себя? Потому что ты скотина, а не человек. Это только скотина живёт для себя, и то не полностью, потому что когда угрожает опасность, зверь, птица и даже насекомое жертвует собой. Ценою жизни пчёлы защищают свой улей. Практически безмозглые насекомые. А человек – нет. Он боится делать что-то доброе, он даже порой стесняется. Почему? Он смотрит, как другие. Все мимо проходят, и я пройду. Главное, как все. Все предатели, и я.
Очень важно остаться на высоте своего призвания. Апостолы, кроме одного, остались со Христом, а один предал. И перед каждым из нас тоже такая дилемма стоит: мы Его предадим или несмотря ни на что останемся с Ним до конца. Совсем недавно, сто лет назад, в 1918 году начали без суда и следствия расстреливать священников. Сначала вопрос был один только: «Есть Бог?» – «Есть» – и выстрел. Без всяких доказательств. Только за одно то, что человек исповедовал веру. Были люди, которые отказывались, но меньше одного процента. Почему? Потому что любовь ко Христу больше. И они знали, что их ждёт ужин вместе со Христом. Под этим ужином именуется Евхаристия, которую мы сегодня совершали. Но одно дело здесь, на земле, а другое – там, на небе. Выше этой трапезы нет ничего ни на небе, ни на земле. И вот, нам нужно из этой притчи сделать такой вывод: если мы хотим, чтоб детки наши обязательно остались со Христом, надо им показать, на чём зиждется наша с вами любовь ко Христу. Надо зажечь эту любовь и в их сердцах. А не приучить их к определённым порядкам, ритуалам: вот так надо креститься, так надо одеться, это ты ещё, это не ешь. А то у многих создаётся впечатление, что Церковь существует для того, чтобы всё перевести в категорию «нельзя». Наоборот, всё можно. Просто не всё полезно. Одна дорога человека приводит на небеса, а другая – в преисподнюю. И вот хочет Господь, чтобы мы выбрали дорогу, которая приводит на небеса.
А второе Евангелие мы читали, где Господь обращается к окружившим Его иудеям: Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего (Лк. 11, 47-51). Да, и взыщется, и взыскивалось, и продолжает взыскиваться. То есть можно, оказывается, всем своим видом, обычаем поклоняться, но истинной веры не иметь. Привыкли: пришли, тут приложились, там приложились. А если человек стоит на пути, его локтём подвинуть. А каждый человек – это есть икона Божия, он носит на себе образ Божий. А как это так? У нас получается, что живой образ мы отодвигаем локтём, а образ, написанный на доске мы целуем губами. А у нас должно быть к человеку более любовное, чем к святыне, которая украшает храм. Конечно, не каждый человек есть украшение, потому что он живой ещё пока и наполнен грехами. Вообще, человека трудно любить, но без этого нет христианства. Христос нас хочет научить любить человека. И детей мы воспитываем не для того, чтобы они научились какие-то примеры решать. Это имеет свою ценность, но минимальную. Главное в человеке – это не то, чего он в жизни достигнет, красного диплома или фиолетового в дальнейшем. Самое важное – он будет христианин или будет такой же моральный уродец, как и все остальные его родственники, любящие только себя и деньги в своём кармане.
Свернуть
Комментариев 5
С новолетием батюшка Димитрий!смиренной паствы Вам!
Спасибо вам отец Димитрий.
С Новолетием!
Спаси Господи.
Спаси Господь Вас,батюшка.
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.