Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Завтра Святая Церковь чтит память двух безмездных врачей. Ещё в такой древний период была проблема, которая существует до сих пор – врачи и деньги. И на этом поле всякие возникают проблемы. Так, как было в Древнем Риме, так и в Москве, и в любом другом государстве. Но вот такие люди, как Косьма и Дамиан (а их у нас в святцах три пары), – врачи, которые не брали ничего с тех людей, которых они лечили, и тем самым указывали путь, каким нужно идти. Сейчас вообще в нашем государстве официально придумана такая мерзость, что называют врачебную помощь услугой. Вот ты заболел, мы тебе указываем услугу. Эта услуга стоит столько-то и столько-то. И ты платишь – мы тебе оказываем услугу. Очень интересно. Тут давеча мы говорили о том, что цель современных людей – заработать деньги, а не чтобы крышу устроить. Или приходишь в ресторан, а там, допустим, котлета упала на пол, и случайно официант на неё наступил каблуком, он взял её в руку, подул, кладёт обратно. Потому что он и повар тоже трудятся не для того, чтобы накормить людей или чтобы они провели какой-то деловой ужин, поговорили. Нет, цель (даже в уставе написано) – приобрести некую прибыль. Покупаешь сырое мясо, из него делаешь котлету, её продаёшь. Меняется совершенно целеполагание. Также и здесь.
И вот Косьма и Дамиан делали не так, а делали, как научил их Господь. Как же Господь их научил? Даром получили, даром давайте (Мф, 10, 8). Конечно, они знали ту медицину, того уровня, которая была в их древнее время. Но если бы эта медицина сейчас существовала до сих пор, то земля была бы пустая, как бильярдный шар. Потому что бывали такие инфекции, в результате которых умирало до половины населения во всей стране. И, конечно, войны ещё подтачивали общую численность и так далее. Но зато каждый народ рождал столько детей, сколько Бог даст. И за счёт этого происходил такой процесс, который именовался «естественный отбор». Сейчас рождается один ребёночек или очень редко два, тогда уже этого ребёночка, чем бы он ни был болен, родился даже если он пятьсот грамм, стараются выходить. Конечно, ребёночек сильно недоношенный обречён на то, чтобы болеть. И сейчас уже медицина дошла до того, что можно делать операции ребёнку хирургические даже внутриутробно. Благодаря этому дети слабенькие не умирают, а остаются, потому что они очень дороги для матери. Когда она родит дюжину детей, из них двое-трое умирали, самые слабенькие, оставались самые крепкие, самые сильные. И народ был устойчив к болезням, в том числе и инфекционным. А сейчас за счёт прививок. Ну у некоторых от прививок тоже, бывает, умирают, но редко, от эпидемий гораздо больше, в тысячу раз, но тем не менее такая проблема существует.
А Косьма и Дамиан чем отличались от обычных врачей? И такие врачи есть до сих пор, я сам с ними сталкивался. И вот у нас есть один из последних наших святых – святитель Лука Войно-Ясенецкий, епископ Крымский, который был хирургом и всегда начинал операцию с молитвы. Тоже в Крыму один мой друг, хирург и священник, он детский хирург, прежде чем сделать операцию, всегда помолится и предаёт этого младенца в руки Божии. И одно дело, когда благодарные родители хотят как-то отблагодарить доктора, а другое дело, когда вымогают. Совершенно разная ценность этого. И третье дело, когда врач молится Тому, Кто властен исцелить человека – это сам Господь Бог. Потому что очень часто бывает: ну вот мой папа, например. Его из реанимации перевели в палату, и в этот день он умер. Врачи считали, что всё уже в порядке, а он, возьми, да умер. Всё равно, жизнь и смерть в руках Божьих. Если Господь решил себе взять душу эту, то надо прежде всего с самим Богом войти в общение, тогда, может быть, Он изменит Свой такой предваряющий суд.
Мы, конечно, не врачи, хотя, может, кто-то из нас есть. Так, у нас в приходе мы насчитали 84 врача по разным специальностям – огромная армия, можно поликлинику открывать. Всякие есть, не буду даже перечислять сейчас. Одна сегодня приходила доктор, кардиолог, и терапевтом она работала. И вот, если каждый раз, когда мы заболеем или кто-то у нас заболеет, мы в подражание этим святым угодникам Божьим будем начинать не с паники, а с молитвы, как это будет по-христиански! Потому что так или иначе каждый из нас умрёт. 99,9 процента умрут в результате болезни. Есть такая область медицины, называется геронтология: даже если ты до ста лет доживёшь, всё равно умрёшь от болезней организма. Потому что очень многие функции ослабляются, и очень многое из того, чем организм спасался, живя в такой среде, в которой мы живём, утрачивается. Благодаря фармакологии мы можем с помощью лекарств поддерживать своё существование довольно долго, если врач правильно назначил терапию, а мы аккуратно её выполняем. Тогда что-то изменяется к лучшему. Но надо запомнить: начинать нужно с молитвы. И всегда, для того чтобы душа наша была спокойна, говорить Отцу Небесному: «Если есть на то Твоя Святая воля, Ты мне помоги перенести болезнь». Потому что каждая болезнь – это есть нам урок, урок терпения, урок, в результате которого выходит человеку большая польза. Вот помню, когда два месяца лежал в больнице, я перечитал весь Новый Завет, не спеша, подряд, что при моей такой жизни довольно трудно – взять целиком всё прочесть. А тут очень большая польза. Потом какая ещё польза вышла? Я увидел, как, оказывается, люди могут страдать. Некоторым из моих, можно сказать, товарищей по болезни, хотя у меня была самая легкая форма, делали операции в течение 19-ти часов. Представляете, три бригады врачей-хирургов. Сначала делают одна бригада, потом шесть часов кончается, уезжают на отдых. А некоторые, кто далеко живёт, в соседней палате так и спали. Потом вторая бригада сшивает, режет, потом третья. Потом все уже отпадают. Но спасали человеку, кому ногу, кому – руку, кому – и то, и другое, кому делали протез. Увидев такое страдание, я, конечно, к тому, из-за чего туда попал, относился уже очень легко. И, так сказать, совершенно спокойно. И многие спрашивали, видя, что священник, как, чего. Вот там были и мусульмане, и даже буддисты, потому что со всей Российской Федерации как в самый крупный центр туда людей привозили, и очень много после войны. Был даже один анголец, я даже помню его имя – Сабанетти. Вот он наступил на пехотную мину, ему до бедра оторвало ногу. Парень молодой, двадцать пять лет, офицер, по-русски там научился говорить уже так сносно. И вот мы с ним беседовали, и ему долго-долго делали протез. Жильё-то у него там в Анголе, а несколько месяцев ушло: его надо было и подготовить, и чтобы по мерке, и чтобы остатки культи привыкли. Очень большие страдания. Ну вот с помощью Божией… Он католиком был, молился тоже Богу, и Господь утешал.
Потому что, я вам как-то говорил, замечаете ли вы, когда мы приходим к больному посидеть на краешке кроватки, то, уходя, всегда на душе бывает покой и радость. Потому что когда два человека собираются, а особенно верующие, то Христос посреди них. Вот и присутствие Господа нашего Духом Святым всегда утешает сердце и болящего, и того, кто пришёл. Святые отцы давно заметили, что это источник благодати Божьей. Поэтому для нашей жизни очень важно иметь такой опыт – приходить к больному, для того чтобы ему послужить безвозмездно, а ради любви ко Христу. Христос тоже денег не брал, но исцелял всегда. Вот сегодня утром Евангелие читали про тёщу Петра. Прикосновением руки Он её исцелил. И потом в жизни у меня тоже был такой интересный случай. Один человек, мой друг старинный, мы с ним сорок лет уже знакомы, очень любил свою маму. Разные бывают отношения у родителей и сыновей, но вот здесь как-то вот с особой нежностью он к ней относился. Мама была уже старенькая и уже, как мы говорим, одной ногой в могиле. И вот, она заболела, и он молился Богу и сказал: «Господи, я даю обет. Если мама проживёт ещё хотя бы один год, то я буду священником». А в те времена, когда за окном бушевала ещё советская власть, это было не так-то просто. А он учёный, кандидат наук, ну это практически было невозможно. И вот он спросил у одного старца: как же быть, я вот обещал, а, оказалось, это не просто так – пошёл, экзамен сдал и стал священником. Он говорит: в тот момент, когда ты первый раз пошёл узнавать, как стать священником, считай, что ты послушание и свой обет уже выполнил, остальное – дело Божие. И действительно, через года два-три он стал священником, и до сих пор он служит в Москве. Замечательный священник, у него большая паства, замечательный у него храм и так далее. Потому что он сделал, а Господь, зная, что он Ему пообещал, уже взял его на примету и помог ему в этом пути. Хотя он такой человек интересный, ну совершенно к жизни не приспособлен, такой типичный учёный. И стал прекрасным священником, потому что Дух Святый как раз и созидает священников. Поэтому так же и мы. Каждый из нас может участвовать в исцелении людей, если будем присовокуплять нашу молитву к рукам и умам врачей, для того чтобы помогли человеку, который оказался в нашем попечении.
СвернутьЗавтра Святая Церковь чтит память двух безмездных врачей. Ещё в такой древний период была проблема, которая существует до сих пор – врачи и деньги. И на этом поле всякие возникают проблемы. Так, как было в Древнем Риме, так и в Москве, и в любом другом государстве. Но вот такие люди, как Косьма и Дамиан (а их у нас в святцах три пары), – врачи, которые не брали ничего с тех людей, которых они лечили, и тем самым указывали путь, каким нужно идти. Сейчас вообще в нашем государстве официально придумана такая мерзость, что называют врачебную помощь услугой. Вот ты заболел, мы тебе указываем услугу. Эта услуга стоит столько-то и столько-то. И ты платишь – мы тебе оказываем услугу. Очень интересно. Тут давеча мы говорили о том, что цель современных людей – заработать деньги, а не чтобы крышу устроить. Или приходишь в ресторан, а там, допустим, котлета упала на пол, и случайно официант на неё наступил каблуком, он взял её в руку, подул, кладёт обратно. Потому что он и повар тоже трудятся не для того, чтобы накормить людей или чтобы они провели какой-то деловой ужин, поговорили. Нет, цель (даже в уставе написано) – приобрести некую прибыль. Покупаешь сырое мясо, из него делаешь котлету, её продаёшь. Меняется совершенно целеполагание. Также и здесь.
И вот Косьма и Дамиан делали не так, а делали, как научил их Господь. Как же Господь их научил? Даром получили, даром давайте (Мф, 10, 8). Конечно, они знали ту медицину, того уровня, которая была в их древнее время. Но если бы эта медицина сейчас существовала до сих пор, то земля была бы пустая, как бильярдный шар. Потому что бывали такие инфекции, в результате которых умирало до половины населения во всей стране. И, конечно, войны ещё подтачивали общую численность и так далее. Но зато каждый народ рождал столько детей, сколько Бог даст. И за счёт этого происходил такой процесс, который именовался «естественный отбор». Сейчас рождается один ребёночек или очень редко два, тогда уже этого ребёночка, чем бы он ни был болен, родился даже если он пятьсот грамм, стараются выходить. Конечно, ребёночек сильно недоношенный обречён на то, чтобы болеть. И сейчас уже медицина дошла до того, что можно делать операции ребёнку хирургические даже внутриутробно. Благодаря этому дети слабенькие не умирают, а остаются, потому что они очень дороги для матери. Когда она родит дюжину детей, из них двое-трое умирали, самые слабенькие, оставались самые крепкие, самые сильные. И народ был устойчив к болезням, в том числе и инфекционным. А сейчас за счёт прививок. Ну у некоторых от прививок тоже, бывает, умирают, но редко, от эпидемий гораздо больше, в тысячу раз, но тем не менее такая проблема существует.
А Косьма и Дамиан чем отличались от обычных врачей? И такие врачи есть до сих пор, я сам с ними сталкивался. И вот у нас есть один из последних наших святых – святитель Лука Войно-Ясенецкий, епископ Крымский, который был хирургом и всегда начинал операцию с молитвы. Тоже в Крыму один мой друг, хирург и священник, он детский хирург, прежде чем сделать операцию, всегда помолится и предаёт этого младенца в руки Божии. И одно дело, когда благодарные родители хотят как-то отблагодарить доктора, а другое дело, когда вымогают. Совершенно разная ценность этого. И третье дело, когда врач молится Тому, Кто властен исцелить человека – это сам Господь Бог. Потому что очень часто бывает: ну вот мой папа, например. Его из реанимации перевели в палату, и в этот день он умер. Врачи считали, что всё уже в порядке, а он, возьми, да умер. Всё равно, жизнь и смерть в руках Божьих. Если Господь решил себе взять душу эту, то надо прежде всего с самим Богом войти в общение, тогда, может быть, Он изменит Свой такой предваряющий суд.
Мы, конечно, не врачи, хотя, может, кто-то из нас есть. Так, у нас в приходе мы насчитали 84 врача по разным специальностям – огромная армия, можно поликлинику открывать. Всякие есть, не буду даже перечислять сейчас. Одна сегодня приходила доктор, кардиолог, и терапевтом она работала. И вот, если каждый раз, когда мы заболеем или кто-то у нас заболеет, мы в подражание этим святым угодникам Божьим будем начинать не с паники, а с молитвы, как это будет по-христиански! Потому что так или иначе каждый из нас умрёт. 99,9 процента умрут в результате болезни. Есть такая область медицины, называется геронтология: даже если ты до ста лет доживёшь, всё равно умрёшь от болезней организма. Потому что очень многие функции ослабляются, и очень многое из того, чем организм спасался, живя в такой среде, в которой мы живём, утрачивается. Благодаря фармакологии мы можем с помощью лекарств поддерживать своё существование довольно долго, если врач правильно назначил терапию, а мы аккуратно её выполняем. Тогда что-то изменяется к лучшему. Но надо запомнить: начинать нужно с молитвы. И всегда, для того чтобы душа наша была спокойна, говорить Отцу Небесному: «Если есть на то Твоя Святая воля, Ты мне помоги перенести болезнь». Потому что каждая болезнь – это есть нам урок, урок терпения, урок, в результате которого выходит человеку большая польза. Вот помню, когда два месяца лежал в больнице, я перечитал весь Новый Завет, не спеша, подряд, что при моей такой жизни довольно трудно – взять целиком всё прочесть. А тут очень большая польза. Потом какая ещё польза вышла? Я увидел, как, оказывается, люди могут страдать. Некоторым из моих, можно сказать, товарищей по болезни, хотя у меня была самая легкая форма, делали операции в течение 19-ти часов. Представляете, три бригады врачей-хирургов. Сначала делают одна бригада, потом шесть часов кончается, уезжают на отдых. А некоторые, кто далеко живёт, в соседней палате так и спали. Потом вторая бригада сшивает, режет, потом третья. Потом все уже отпадают. Но спасали человеку, кому ногу, кому – руку, кому – и то, и другое, кому делали протез. Увидев такое страдание, я, конечно, к тому, из-за чего туда попал, относился уже очень легко. И, так сказать, совершенно спокойно. И многие спрашивали, видя, что священник, как, чего. Вот там были и мусульмане, и даже буддисты, потому что со всей Российской Федерации как в самый крупный центр туда людей привозили, и очень много после войны. Был даже один анголец, я даже помню его имя – Сабанетти. Вот он наступил на пехотную мину, ему до бедра оторвало ногу. Парень молодой, двадцать пять лет, офицер, по-русски там научился говорить уже так сносно. И вот мы с ним беседовали, и ему долго-долго делали протез. Жильё-то у него там в Анголе, а несколько месяцев ушло: его надо было и подготовить, и чтобы по мерке, и чтобы остатки культи привыкли. Очень большие страдания. Ну вот с помощью Божией… Он католиком был, молился тоже Богу, и Господь утешал.
Потому что, я вам как-то говорил, замечаете ли вы, когда мы приходим к больному посидеть на краешке кроватки, то, уходя, всегда на душе бывает покой и радость. Потому что когда два человека собираются, а особенно верующие, то Христос посреди них. Вот и присутствие Господа нашего Духом Святым всегда утешает сердце и болящего, и того, кто пришёл. Святые отцы давно заметили, что это источник благодати Божьей. Поэтому для нашей жизни очень важно иметь такой опыт – приходить к больному, для того чтобы ему послужить безвозмездно, а ради любви ко Христу. Христос тоже денег не брал, но исцелял всегда. Вот сегодня утром Евангелие читали про тёщу Петра. Прикосновением руки Он её исцелил. И потом в жизни у меня тоже был такой интересный случай. Один человек, мой друг старинный, мы с ним сорок лет уже знакомы, очень любил свою маму. Разные бывают отношения у родителей и сыновей, но вот здесь как-то вот с особой нежностью он к ней относился. Мама была уже старенькая и уже, как мы говорим, одной ногой в могиле. И вот, она заболела, и он молился Богу и сказал: «Господи, я даю обет. Если мама проживёт ещё хотя бы один год, то я буду священником». А в те времена, когда за окном бушевала ещё советская власть, это было не так-то просто. А он учёный, кандидат наук, ну это практически было невозможно. И вот он спросил у одного старца: как же быть, я вот обещал, а, оказалось, это не просто так – пошёл, экзамен сдал и стал священником. Он говорит: в тот момент, когда ты первый раз пошёл узнавать, как стать священником, считай, что ты послушание и свой обет уже выполнил, остальное – дело Божие. И действительно, через года два-три он стал священником, и до сих пор он служит в Москве. Замечательный священник, у него большая паства, замечательный у него храм и так далее. Потому что он сделал, а Господь, зная, что он Ему пообещал, уже взял его на примету и помог ему в этом пути. Хотя он такой человек интересный, ну совершенно к жизни не приспособлен, такой типичный учёный. И стал прекрасным священником, потому что Дух Святый как раз и созидает священников. Поэтому так же и мы. Каждый из нас может участвовать в исцелении людей, если будем присовокуплять нашу молитву к рукам и умам врачей, для того чтобы помогли человеку, который оказался в нашем попечении.
Один комментарий
Восхищаюсь, как в своих проповедях О Димитрий может заинтересовать человека мирского, погружённого в сумасшедший мир мегаполиса, при этом, не адаптируя своё слово под примитивный уровень слушателя, а ставя его как бы наравне с собой. В этом видна его любовь к нам, как любовь отца к своим чадам.
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.