Добрый день!
У меня четверо детей. Мы стоим на пути воцерковления, и я пытаюсь потихоньку приучать детей к утреннему и вечернему правилу. Мы читаем немного по детскому молитвослову.
Часто сталкиваюсь с трудностями - не могу уговорить их молиться, или они отказываются стоять, хотят сидеть, или какая-то молитва у них любимая, а какая-то не нравится, и они не хотят ее читать.
У меня два вопроса:
1. Как правильно себя вести, чтобы не отбить у них охоту к молитве? (пока она есть)
2. Нужно ли мне после этого читать полноценное "недетское" молитвенное правило?
...........................................
Дарья, Москва - (dashul)
У меня четверо детей. Мы стоим на пути воцерковления, и я пытаюсь потихоньку приучать детей к утреннему и вечернему правилу. Мы читаем немного по детскому молитвослову.
Часто сталкиваюсь с трудностями - не могу уговорить их молиться, или они отказываются стоять, хотят сидеть, или какая-то молитва у них любимая, а какая-то не нравится, и они не хотят ее читать.
У меня два вопроса:
1. Как правильно себя вести, чтобы не отбить у них охоту к молитве? (пока она есть)
2. Нужно ли мне после этого читать полноценное "недетское" молитвенное правило?
...........................................
Дарья, Москва - (dashul)
Ответ
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-15991/?stt=1097 Протоиерей Димитрий Смирнов: Даже в течение одного дня то, что было правильным утром, в обед уже не сработает, что хорошо было вечером, на следующий день уже не пойдёт. Как правильно? К воспитанию детей нужно подходить творчески, чтобы в арсенале был запас разных приёмов. Потом нужно изучать характер, может быть, обращаться к детскому психологу, он что-то подскажет, и всё время изобретать. Это должен быть творческий процесс. Нельзя взять молитвослов и шуровать по нему. Это самый простой метод. Или как некоторые приведут детей в церковь, и думают, что дальше всё произойдёт само по себе, из дитяти вырастет Матронушка. Нет. Большинство детей от всего этого в пятнадцать лет уже отворачиваются, в церкви для них ничего нового нет. Протоиерей Александр Березовский: И, к сожалению, ничего нового и полезного. Протоиерей Димитрий Смирнов: Да. Они просто перестают это слышать. В том искусство родителей и состоит, если есть у них огонь, горящий в сердце, они этим огнём должны зажечь и своих чад. Протоиерей Александр Березовский: Проблема очень актуальная. Протоиерей Димитрий Смирнов: Да это самое важное. Когда апостол говорит, что женщина спасается чадородием, имеется в виду воспитание детей. Протоиерей Александр Березовский: А некоторые родители хотят своих детей вперёд себя толкнуть, мол, раз у меня не получилась жизнь, так пусть хоть у тебя будет всё хорошо. Протоиерей Димитрий Смирнов: Ну это всё равно, что посадить подсолнух, и потом «помогать» ему расти. Ну как его толкнуть? Разворачивать макушку руками к солнцу? Или тянуть за листья, чтобы быстрее рос? Так ведь нет, только удобрять, поливать, и обирать вручную (чтобы не повредить растение) вредных насекомых. Только такая работа, очень деликатная, с рассужденями, с пожданием, с советами, с книгами. Очень глубокое внимание должно быть к жизни ребёнка, нужно всё видеть: и его умственную жизнь, и сердечную. Как только упустил какой «сорняк» – всё, из души это достать гораздо сложнее, лучше оградить и заинтересовать чем-то более привлекательным и полезным. У нас в России очень популярны в употреблении заборы. Для чего сначала требовались заборы со штакетником? Чтобы ветер не приносил на огород сорняки. А там, де рос лук, там забор ставили из слег – от чужой скотины. Всегда руководствовались целесообразностью. Не так, как сейчас – кругом семиметровой высоты металлические заборы от добрых людей и от глаз завистливых. ........................................... Ответ: о.Димитрий Смирнов |